Смысл русских орнаментов часть 2

Еще одна расшифровка символов приводится Доброславой (Мариной Качаевой), которую я рекомендую воспринимать в виде сказки. Напомним, что Марина Качаева автор книг о русских узорах и орнаментах:

Качаева М.А. Сокровища русского орнамента. Цветной альбом.
Качаева Марина. Узоры русской свадьбы. Цветной альбом прорисовок.

 
Итак, в начале времен Великая Богиня-Дева
velikaya boginya deva
упала в воды первозданного океана и нашла спасение на спине гигантского Змея (Ящера, Черепахи и т.д.):
spasene na spine zmeya drakona

Забеременев, она стала матерью двух сыновей-близнецов, один из которых был очень упрям (зол, жесток и т.д.), а другой справедлив (добр, сердечен и т.д.). Когда подошел срок рождения, упрямый ребенок, несмотря на предупреждения брата, проделал свой собственный выход из тела матери, умертвив ее, в то время как второй ребенок родился положенным образом. Душа Богини вознеслась на Небо по ветвям Мирового Древа, выросшего из ее тела, но так как с её смертью в мир вошло зло, — обитатели Небесного Мира окружили «пострадавший» участок пространства стражами, дабы смерть и зло не могли проникнуть в иные миры
strazhi dereva
Родившиеся же братья-близнецы
rodivshiesya bratya bliznetci
начали творить собственный мир, причем, один из них все время мешал другому — портя или разрушая сотворенное
portya sotvorennoe

Вариантом этого же мифа выступает сказание о близнецах — брате и сестре, по неведению родства вступивших в любовную связь
porochaya svyaz bliznetcov brata i sestri
Узнав о совершенном инцесте, один из них погибает (или брат убивает сестру), в результате чего мир оказывается осквернен.

К этому же типу относятся мифы о борьбе Девы-Солнца и Змея, или мифы о яростной Огнедеве-Солнце, мчащейся по небу на колеснице, запряженной двумя возничими
ognedeva solntce s 2 voznichimi

Как бы ни возник этот мир, обитающим в нем людям традиционное мышление предписывало вести себя по образу и подобию сотворивших его прародителей-Богов: по раз и навсегда установленному образцу делались вещи, одежда, жильё, игрались свадьбы, оформлялись значимые события и даты. В орнаментальных композициях это отразилось употреблением одинаковых символов с разным значением в зависимости от их местоположения на одежде. Например, один и тот же знак «Орепей»:
orepei
в зоне оплечья женского костюма будет читаться как мировая гора или Алатырь-камень с восседающим на нем Божеством:
Alatir kamen s bozhestvom
в локтевой зоне как «предок»
Predok
на подоле — как вход в потусторонний мир
vhod v drugoi potustoronnij mir
или также «предок».

Похожий символ
Predok Volot gromovnik
для разных мест нанесения имеет так же разный смысл:
— оплечье — Громовержец с огнем, Великое Солнце
— локоть — Божественный предок или Предок-Волот
— подол — взлетающий (просыпающийся) Громовник.

Выделить изображения Богов позволяет характерный вспомогательный узор — изображение колесниц, в которых, по представлениям древних, Божества перемещались в пространстве. Везли эти колесницы возничии-животные, характерные для каждого Божества — змеи, птицы, кони, олени, звери…
kolesnitci bogov

С выделением новых Божественных ипостасей появляются оттенки в чтении тех или иных элементов узора, их графические изменения. Так, выделение из Архетипа Мирового Божества образов, персонифицирующих его отдельные качества — ветра (Стрибог), Грома (Перун), Водяного Царя (Водище), Владыки Потустороннего Мира — Сварги (Сварог), Божества Земли, Плодородия (Велес), Хранителя Зерна, Урожая, Зерновых Запасов, Плодоносящей силы Зерна (Яри), плодоносящего огня (Переплут, Ярило, Семаргл) — приводит к возникновению символов и узоров, в основе которых лежит один графический образ, подобно тому, как сами мифологические персонажи сохраняют общие свойства или атрибуты — способность управлять водами, вызывать вихрь, дождь и т.д., ковать, повелевать молниями:
simvoli bogov

Вот такие вот интересные образы.

Понимаю, что не все сразу воспринимают суть. Однако, толкование от Доброславы самое толковое,что есть . Постараюсь далее пояснить почему так считаю, и обязательно в следующих статьях представить собственное видение причин возникновения подобных образов и раскрыть тему более просто.

Запись опубликована в рубрике ВАЖНОЕ с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий: Смысл русских орнаментов часть 2

  1. Valdikor говорит:

    …Но было совсем не смешно вспоминать слышанные в экспедициях рассказы стариков о том, как в годы Великой отечественной войны, а порою — и совсем ещё недавно, варварски уничтожались сотни народных «украс» с изображением свастики — одного из любимейших славянских орнаментов. А уж передовые технологии XXI века грозят окончательно стереть с лица Земли русские народные промыслы с их малой производительностью и примитивными технологиями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>