Девичий головной убор Пензенской губернии

Русские народные костюмы из села Большая Ижмора Керенского уезда Пензенской губернии (ныне Земетчинского р-на Пензенской области) — одни из лучших в собрании Пензенского краеведческого музея. Яркие и самобытные, они привлекли внимание исследователей еще в 20-е годы ХХ века.

Пензенский венец 1

В те времена и были собраны редчайшие образцы женских и мужских праздничных одежд из данного села, а также родственных сел Большая и Малая Ушинка. Среди самых красивых и своеобразных предметов, собранных в Большой Ижморе, выделяются девичьи головные уборы «венцы». Венец носили по праздникам девушки, достигшие возраста невесты. Великолепный богатый убор выделял и прославлял готовую к замужеству девицу, а также весь ее род, семью, ее воспитавшую.

Пензенский венец 2

Венец устроен следующим образом: в основе его обшитый кумачом обруч из луба, длина окружности которого заметно меньше обхвата головы; на голове он удерживался с помощью пришитых изнутри завязок из шелковой ленточки или тесьмы. Походка девушки, надевшей такой головной убор, должна была быть плавной и красивой – резкие движения не позволили бы венцу удержаться на голове.

Спереди к основе пришито золотное очелье под названием «лоб»; такие дорогостоящие изделия изготавливались на продажу мастерицами-золотошвейками, крестьяне покупали их на ярмарках и у торговцев.

Пензенский венец 4Пензенский венец 6Сзади и с боков к основе венца пришиты две широкие кумачовые лопасти, отделанные шелковыми ленточками и тесьмой. Лопасти расположены одна под другой, верхняя раздваивается, и ее расходящиеся концы открывают нижнюю лопасть. К верхнему краю обруча-основы верхняя лопасть прикреплялась многочисленными искусно приколотыми булавками.Пензенский венец 3

Главное украшение лопастей венца – квадратные вставки «карты», украшенные сплошной двусторонней вышивкой тонкой работы (основная техника — «косой крест»). На «картах» вышит многоцветный геометрический орнамент.

 

Пензенский венец 7Пензенский венец 8Пензенский венец 9

Необходимая принадлежности всех праздничных женских головных уборов из Большой Ижморы (и венцов, и рогатых кичек молодых замужних женщин, и «сорок», которые носили женщины средних лет)– налобник (это полоса ткани, которая повязывалась вокруг лба). Спереди налобники обшиты тесьмой и шелковыми ленточками, по нижнему краю они обшиты бахромой из ниток.

 

Пензенский венец 11Девичьи налобники из коллекции Пензенского краеведческого музея обшиты короткой красной бахромой, женские – кисточками из разноцветных ниток. Поверх налобника повязывались также «махры» — шнурок с прикрепленными к нему цветными кисточками; таким образом, надо лбом девушки создавался второй ряд яркой бахромы.

Когда девушка выходила замуж, в ходе свадебного обряда на нее надевали новый головной убор – рогатую кичку, которую молодая жена должна была носить в первое время после свадьбы, до рождения ребенка.

Сложный по составу, сшитый из дорогих материалов, украшенный тонкой вышивкой венец на первый взгляд напоминает этот головной убор молодухи. При ближайшем же рассмотрении оказывается, что при очень сходных деталях (это «лоб» золотного шитья, длинные лопасти из ярких тканей, украшенные вышитыми «картами», а также налобник с бахромой и повязанный вокруг него шнурок с кисточками «махры») конструкция и смысловое значение этих уборов разные.

Пензенский венец 5

 

Как и все традиционные девичьи головные уборы, венец оставляет открытой макушку головы; кроме того, в отличие от замужних женщин, обязанных всегда прятать свои волосы под головным убором, девушки в Большой Ижморе по праздникам ходили с распущенными волосами (по сведениям этнографа П.И.Кутенкова, они вообще не заплетали волос до замужества, но во время работы завязывали их в узел, а по праздникам распускали). Таким образом, красивые лопасти венца свободно лежали на плечах и спине, подчеркивая красоту девичьих длинных волос (две из четырехлопастей женской кички, наоборот, завязывались сзади, плотно обхватывая голову).

Кроме того, кичка не имеет твердой основы – она мягкая, надевается на уложенные вокруг головы заплетенные косы, тщательно скрывая их от чужого взгляда; а девичий венец, в отличие от кички, не имеет пришитых рогов – символа плодородия и жизненной силы, положенного в традиционной культуре только замужним женщинам – продолжательницам человеческого рода.

Со временем венцы и кички выходили из употребления, женщины стали заменять эти старинные головные уборы нарядными шелковыми платками. Сейчас мы можем увидеть эти замечательные памятники культуры русского народа только в музее, сохранившем их для потомков.

 

Хранитель фонда О.В. Дубравина.

Пензенский государственный краеведческий музей.

http://vk.com/museumpenza

Запись опубликована в рубрике ТРАДИЦИОННАЯ РУССКАЯ ОДЕЖДА с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>