Каргопольские кокошники

Все каргопольские кокошники XIX — начала XX века по конструктивной форме единообразны и представляют собой облегающую, твёрдую шапочку с выдающимся вперёд очельем и спускающейся на лоб поднизью. Исследователи относят данные головные уборы Русского Севера к типу однорогих . Кокошник – головной убор замужней женщины.

 

Кокошник однорогий

Кокошники сшиты в форме шапочки на твердой основе из трех деталей: очелья с боковым и наушникам и (паушами), донца, задника (задка). Каждая часть головного убора оформлялась как законченная деталь. Основная и подкладочная ткани сшивались между собой, внутри детали был плотный каркас (картон) в один или несколько слоев. Подкладка делалась из кумача или розового ситца.

архангельские головные уборы кокошник 9

Передняя часть с боковыми наушниками расшита жемчугом, бисером (перламутром или бусом). Очелье орнаментировано трёхчастным стилизованным узором: на центральной части, выступающей надо лбом, вышита стилизованная фигура (по мнению исследователей, олицетворяющая плодородие), посередине — в стилизованной фигуре розетка из перламутровых плашек, по сторонам — небольшие стилизованные растения.

архангельские головные уборы кокошник 6

Справа и слева от центра очелья находятся небольшие прикрывающие виски лопасти, которые называют наушниками или паушами. Исследователи считают, что орнамент паушей напоминает древнерусские височные украшения. Сюжеты вышивки паушей различны: встречаются изображения шестилучевой розетки , стилизованной фигуры или трезубца. На рубеже веков стали заказывать кокошники именные, и на паушах появились буквы — инициалы владелицы.

архангельские головные уборы кокошник 1

архангельские головные уборы кокошник 7архангельские головные уборы кокошник 4

Пауши с инициалами

По краю очелья – поднизь из одной или нескольких сеток (один или несколько рядов), низанных мелким речным жемчугом (бисером, перламутровой рубкой или бусом).

Поднизь из нескольких радов сетки

Поднизь из перламутровой рубкиДонце и верх задника из галуна сшитого в несколько рядов, располагавшихся поперек  или вдоль детали. Реже встречаются фрагменты золотного шитья с растительными орнаментами.

архангельские головные уборы кокошник 5архангельские головные уборы кокошник 8архангельские головные уборы кокошник 3

 

Задник орнаментирован вышитым трехчастным узором. Центральная широкая часть (собственно, позатылень) почти всегда орнаментирована узором из трёх стилизованных фигур или цветов. Вышивка очелья и задника сделана в техниках: «сажение по бели» мелким речным жемчугом, перламутровой рубкой, бисером, бусом, золотным и серебряным шнуром; «золотное шитьё» «кованым швом» и «в прикреп» золотной и серебряной нитью; «вышивка битью». Также использовались крупный и средний жемчуг, перламутровые плашки, бусины, канитель, трунцал, металлические блёстки, фольга.

Задник 2

Для создания кокошников «в разных местностях Каргополья использовались различные приёмы их оформления. В первую очередь это проявляется в выборе материала, от которого зависит и художественное решение. В центральных волостях для орнаментации использовали речной жемчуг и бисер, которыми щедро расшивали очелье и пауши. Тяжёлая многорядная поднизь обрамляла убор. В северных волостях излюбленными материалами считали перламутровые стеклянные бусины, имитирующие жемчуг. Эти уборы выглядят более декоративными и лёгкими, узоры хорошо читаются. В юго-западных волостях предпочитали перламутр, мерцающие переливы которого придавали уборам необычайно нарядный облик».

Кокошник каргопольский

 

Текст: Журнал «Чудесные мгновения. Традиционный костюм», вып. 2 (6) (2005 г.)

Фото: Станислава Орлова, Вальковой Татьяны, Мартыновой Наталии, Аллы Соловской.

Запись опубликована в рубрике ТРАДИЦИОННАЯ РУССКАЯ ОДЕЖДА с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий: Каргопольские кокошники

  1. Елена Пименова говорит:

    Здравствуйте! Коллекция женских головных уборов XIX — начала XX века в собрании Каргопольского музея составляет чуть более ста десяти единиц. Начал формировать коллекцию каргопольский мещанин и основатель музея Капитон Григорьевич Колпаков около1909 г. В коллекции музея преобладают женские головные уборы, девичьи представлены незначительным количеством. Почти половину из них составляют каргопольские кокошники, которые представляют собой украшенную облегающую шапочку с плоским донцем, паушами (ушками) и выступающим вперед очельем. Носили её, покрывая белым хлопковым платком, вышитым золотными нитями, или светлой шёлковой шалью. Во второй половине XIX — начале XX века однорогий кокошник был самым известным праздничным головным убором молодых каргопольских женщин. Каргопольские кокошники происходят из Каргопольского уезда, а также из ряда прилегающих к нему уездов Олонецкой и Новгородской губерний. В разных волостях Каргопольского уезда кокошники украшали по-разному. В городе и соседних с ним волостях использовали речной жемчуг и бисер, в юго-западных волостях предпочитали перламутр, в северных волостях излюбленными материалами считались перламутровые стеклянные бусины, имитирующие жемчуг. Очелье расшивали перламутровыми плашками, жемчугом, перламутром, бисером или бусом по узору, выложенному бе лью (шнуром из белых нитей); от края очелья спускалась жемчужная или бисерная поднизь. Орнаментировано очелье у всех кокошников одинаково: посередине расположена круглая розетка, по сторонам от неё — растения. Сюжеты вышивки паушей различны: встречаются изображения шестилучевой розетки, стилизованной фигуры или трезубца. На рубеже веков стали заказывать кокошники именные, и на паушах появились буквы — инициалы владелицы. На задниках вышивали узор из трёх стилизованных цветов или трёхчастные узоры из розеток, плодов и стилизованных фигур. Донца у большинства кокошников сшиты из полос галуна, иногда декорированы цветочными узорами из фольги, вышивкой бисером или золотным шитьём.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>