Мода на русские узоры — дежавю

Запестрели статьи заголовками, что русские узоры снова «вошли в моду».
Смотришь на это, и понимаешь, что выражение «история повторяется» имеет основание. Ведь «историю» могут писать не только постфактум, но и как сценарий для определённых витков жизни человечества.

Например, известно всем нашим недоброжелателям, что тяга русских людей к своим корням и традициям неистребима. Поэтому? Стратегически ставка делается на постепенное вытравливание русской культуры. А тактика – сначала «завинчивают гайки», а потом чуть отпускают, и идёт серия из таких повторов.

Крещение Руси, «монголо-татарское иго», смутное время, правление Петра I и. т.д. – все эти периоды сопровождались уничтожением книг, музыкальных инструментов, традиций в одежде, образа и уклада жизни. А потом вдруг появлялась «оттепель», когда нам подсовывали «обманку».

Это хорошо прослеживается по традициям в русской народной одежде.
После эпохи Петра I, который нанёс невосполнимый урон нашей родной культуре, вдруг одеваться «по-русски» начала Екатерина Великая. Она самостоятельно придумала вариант национального платья, которое не было близко к оригиналу, так как включало в себя элементы русского, венгерского и современного для того времени европейского платья.

Затем «возрождение» русский костюм пережил в период правления Николая I. Поворот ко всему православно-русскому выразилось в знаменитой триаде графа С. С. Уварова «Православие, Самодержавие, Народность».

Николай I своим указом (27 февраля 1834г.) устанавливает определённую форму русского придворного костюма, которая сохранилась вплоть до 1917 г. Этот псевдорусский костюм николаевской эпохи очень отдалено был похож на традиционный русский: в его основе — модное платье с глубоким декольте.

И, наконец, на рубеже конца 19 и начала 20 веков вдруг необычайно возрос интерес к искусству и культуре, которая была на Руси до Петра I. Николай II считал себя славянофилом. Среди высших слоев общества снова стало модным одеваться «по-русски».В этот период в «русском стиле» строятся дома, украшаются интерьеры, шьется одежда. Апогеем этого увлечения стал знаменитый костюмированный бал 1903 г. в Зимнем дворце. Все приглашенные должны были являться только в русском платье. После этого бала в стране началось настоящее поветрие на все русское. Мода на русский стиль охватила все слои населения, начиная с высшего общества и заканчивая мелкими чиновниками, купцами и мещанами.

Изучая старинные фотографии с 1890 года и примерно по 1910 год, встречаешь красивые изображения, на которых светские люди одеты в русские народные костюмы. Данные фотографии сделаны в салонах или с выездном «под заказ» — тогда не каждый был фотографом. Среди фотографий мы видим внука упомянутого графа Сергея Семеновича Уварова в русской косоворотке.

vnuk uvarova
Фотоателье А. Ясвоина в С. Петербурге. Портрет внука графа С. С. Уварова. 1870-е гг.

doch myazdrikova
Фото Мяздрикова И.П. Дочь Валерия в народном костюме во дворе дома.Муром,1903г.

myazdrikovi
Фото Мяздрикова И.П. Сестры Мяздриковы в народных костюмах. Муром, 1903 г.

myazdrikova
Неизвестный фотограф. Валерия Мяздрикова в русском сарафане и девочка. Муром, 1906 г.

devica2
Неизвестный фотограф. Портрет девушки в русском наряде. Муром, 1913. Частное собрание (архив Суховых-Кураповых).

devici
Неизвестный фотограф. В русских костюмах. Справа стоит Надежда Ивановна Гундобина. Муром. 1906 – 1907. Частное собрание (архив Казанковых).

osipova
Неизвестный фотограф. Евгения Максимовна Осипова в русском сарафане и кокошнике с фатой. 1900-е годы.

orlovi
Фотоателье Н. Сажина в Муроме. Елизавета и Мария Орловы с маленькой Софьей Сокольской в русских костюмах. 1906.

esipova
Фотоателье Эйхенвальда в Москве. Дросида Владимировна Есипова в русском наряде. 1906.

parni i devici
Неизвестный фотограф. Групповой портрет молодых людей. Девушки в русских костюмах. 1903-1906.

devici2
Неизвестный фотограф. В русских костюмах. Справа стоит Елизавета Ивановна Гундобина, слева – ее сводная сестра Надежда Ивановна. Муром, 1906 – 1907. Частное собрание (архив Казанковых).

Вот такие или подобные костюмы сейчас сохранились в наших музеях
И насколько соответствовали данные костюмы традиционной, исконной русской — это вопрос к специалистам.

Интересно то, что такая же «мода» охватила множество русских людей и в наше время. Кто-то серьёзно относится к наследию предков и сохранению исконности в традициях и стиле. Кто-то, наоборот, пытается использовать моду в своих интересах. Внешнюю, не глубинную суть проявлений исконной культуры применяют для создания похожих, но иных образов — обманок (об «обманках» постараюсь рассказать в последующих статьях). и «новоделов». Особенно это распространено в среде «креативного класса» (дизайнеры, прозападные модельеры, художники-модернисты), набирающего силу неоязычества и «элиты».

Но,во-первых, слово «мода» звучит глупо, когда речь идёт о исконно русской культуре.

Во-вторых, не смотря ни на какие «обманки», простой русский народ верен своим традициям и бережно их хранит!

Так было, так есть и так будет!

По материалам статей
http://www.liveinternet.ru/users/arin_levindor/post144451219/
http://www.runivers.ru/gallery/photogallery/stories/41193/

Запись опубликована в рубрике ВАЖНОЕ с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>