Запестрели статьи заголовками, что русские узоры снова «вошли в моду».
Смотришь на это, и понимаешь, что выражение «история повторяется» имеет основание. Ведь «историю» могут писать не только постфактум, но и как сценарий для определённых витков жизни человечества.
Например, известно всем нашим недоброжелателям, что тяга русских людей к своим корням и традициям неистребима. Поэтому? Стратегически ставка делается на постепенное вытравливание русской культуры. А тактика – сначала «завинчивают гайки», а потом чуть отпускают, и идёт серия из таких повторов.
Крещение Руси, «монголо-татарское иго», смутное время, правление Петра I и. т.д. – все эти периоды сопровождались уничтожением книг, музыкальных инструментов, традиций в одежде, образа и уклада жизни. А потом вдруг появлялась «оттепель», когда нам подсовывали «обманку».
Это хорошо прослеживается по традициям в русской народной одежде.
После эпохи Петра I, который нанёс невосполнимый урон нашей родной культуре, вдруг одеваться «по-русски» начала Екатерина Великая. Она самостоятельно придумала вариант национального платья, которое не было близко к оригиналу, так как включало в себя элементы русского, венгерского и современного для того времени европейского платья.
Затем «возрождение» русский костюм пережил в период правления Николая I. Поворот ко всему православно-русскому выразилось в знаменитой триаде графа С. С. Уварова «Православие, Самодержавие, Народность».
Николай I своим указом (27 февраля 1834г.) устанавливает определённую форму русского придворного костюма, которая сохранилась вплоть до 1917 г. Этот псевдорусский костюм николаевской эпохи очень отдалено был похож на традиционный русский: в его основе — модное платье с глубоким декольте.
И, наконец, на рубеже конца 19 и начала 20 веков вдруг необычайно возрос интерес к искусству и культуре, которая была на Руси до Петра I. Николай II считал себя славянофилом. Среди высших слоев общества снова стало модным одеваться «по-русски».В этот период в «русском стиле» строятся дома, украшаются интерьеры, шьется одежда. Апогеем этого увлечения стал знаменитый костюмированный бал 1903 г. в Зимнем дворце. Все приглашенные должны были являться только в русском платье. После этого бала в стране началось настоящее поветрие на все русское. Мода на русский стиль охватила все слои населения, начиная с высшего общества и заканчивая мелкими чиновниками, купцами и мещанами.
Изучая старинные фотографии с 1890 года и примерно по 1910 год, встречаешь красивые изображения, на которых светские люди одеты в русские народные костюмы. Данные фотографии сделаны в салонах или с выездном «под заказ» — тогда не каждый был фотографом. Среди фотографий мы видим внука упомянутого графа Сергея Семеновича Уварова в русской косоворотке.
Фотоателье А. Ясвоина в С. Петербурге. Портрет внука графа С. С. Уварова. 1870-е гг.
Фото Мяздрикова И.П. Дочь Валерия в народном костюме во дворе дома.Муром,1903г.
Фото Мяздрикова И.П. Сестры Мяздриковы в народных костюмах. Муром, 1903 г.
Неизвестный фотограф. Валерия Мяздрикова в русском сарафане и девочка. Муром, 1906 г.
Неизвестный фотограф. Портрет девушки в русском наряде. Муром, 1913. Частное собрание (архив Суховых-Кураповых).
Неизвестный фотограф. В русских костюмах. Справа стоит Надежда Ивановна Гундобина. Муром. 1906 – 1907. Частное собрание (архив Казанковых).
Неизвестный фотограф. Евгения Максимовна Осипова в русском сарафане и кокошнике с фатой. 1900-е годы.
Фотоателье Н. Сажина в Муроме. Елизавета и Мария Орловы с маленькой Софьей Сокольской в русских костюмах. 1906.
Фотоателье Эйхенвальда в Москве. Дросида Владимировна Есипова в русском наряде. 1906.
Неизвестный фотограф. Групповой портрет молодых людей. Девушки в русских костюмах. 1903-1906.
Неизвестный фотограф. В русских костюмах. Справа стоит Елизавета Ивановна Гундобина, слева – ее сводная сестра Надежда Ивановна. Муром, 1906 – 1907. Частное собрание (архив Казанковых).
Вот такие или подобные костюмы сейчас сохранились в наших музеях
И насколько соответствовали данные костюмы традиционной, исконной русской — это вопрос к специалистам.
Интересно то, что такая же «мода» охватила множество русских людей и в наше время. Кто-то серьёзно относится к наследию предков и сохранению исконности в традициях и стиле. Кто-то, наоборот, пытается использовать моду в своих интересах. Внешнюю, не глубинную суть проявлений исконной культуры применяют для создания похожих, но иных образов — обманок (об «обманках» постараюсь рассказать в последующих статьях). и «новоделов». Особенно это распространено в среде «креативного класса» (дизайнеры, прозападные модельеры, художники-модернисты), набирающего силу неоязычества и «элиты».
Но,во-первых, слово «мода» звучит глупо, когда речь идёт о исконно русской культуре.
Во-вторых, не смотря ни на какие «обманки», простой русский народ верен своим традициям и бережно их хранит!
Так было, так есть и так будет!
По материалам статей
http://www.liveinternet.ru/users/arin_levindor/post144451219/
http://www.runivers.ru/gallery/photogallery/stories/41193/