Орловский спис — одна из самых древних и старинных вышивок, которая известна на сегодняшний день. Корни этой вышивки уходят глубоко в древность, в те времена, когда на территории Орловщины жило племя язычников вятичей. Обережная суть древних образов долго сохранялась в обрядовых действах и сопутствующих им предметах. Родиной данного вида вышивки считаются несколько сел и деревень под Орлом, где более чем две сотни лет назад и был впервые замечен этот вид шитья, корни которого пытаются искать и в славянском браном ткачестве, и в узорах Смоленских и Полтавских мастериц, и в золотной вышивке монастырей.
Название «браное ткачество» дано по способу выполнения. С помощью специальных дощечек-бральниц отсчитывали определенное количество нитей основы и тем самым получался на холсте мелкий узор. Так и орловский спис шьют точным счетом по ниткам полотна, четкими мелкими стежками, которые и образуют «бранки» – узоры, заполняющие плавные произвольные линии замкнутого контура.
Отличительное качество , главная особенность техники «Орловский спис» — плавное переливание одной формы в другую, своеобразная текучесть. Есть даже легенда о том, что для получения этой текучести, мастерицы зимою запоминали и воспроизводили узоры с морозных окон. Необычайно гармонично данная вышивка смотрится на одежде.
Орловская вышивка является сочетанием тончайших деталей. При этом, каждая даже самая мелкая деталь, имеет свое значение и передаётся из поколения в поколение. Самые старые узоры вышитые этим стилем отличаются от того, что мы сейчас понимаем под этим названием. Ведь, считается, что сначала вышивались только геометрические фигуры. Однако, со временем каждый мастер вносил что-то свое и, с годами, орловским списом стали вышивать целые картины.
Самыми популярными сюжетами этой старинной вышивки являются «Лягушка», «Древо», «Древо Жизни», «Птица-Пава», а позже возник и «Двуглавый орел».
В настоящее время традиция данного вида вышивки жива благодаря таким мастерам, как Воропаева Зоя Владимировна.
Зоя Владимировна родом из Орла, из семьи художников-педагогов Владимира Николаевича и Валентины Константиновны Воропаевых. С раннего детства Зоя обучалась в студиях изобразительного и декоративно-прикладного искусства, которыми руководили родители. В студии познакомилась с такими технологиями декоративно-прикладного искусства, как керамика, ковроткачество. Так же изучала и традиционную вышивку Орловский спис. Зоя Владимировна награждена многочисленными медалями и дипломами за участие в выставках, а так же, являясь руководителем образцового коллектива «Студия декоративно-прикладного искусства», обучает детей в центре дополнительного образования Дворца пионеров, принимает участие в подготовке семинаров и проведении занятий по изобразительному искусству.
Работы Зои Владимировны в технике Орловский спис находятся в частных коллекциях Орла, Серпухова, Брянска, Москвы, Нью-Йорка, в экспозиции музейного комплекса «Царицыно».
«Орловский спис — это космос, который можно прочитать» — говорит Зоя Владимировна.
Орловский спис является разновидностью вышивки счетным швом. Это один из самих простых швов, который знают все под названием «вперед иголка». Основной узор изображение геометрических рисунков. Они призваны только имитировать идеи. Узоры вышиваются линиями. Что касается выбора ткани для вышивки орловский спис, то здесь нужно быть очень внимательным. Она должна быть полотняная и самое главное неплотная. Если посмотреть, то должны хорошо быть видны ее переплетения. Такой выбор поможет облегчить вам работу. На ней легче считать нити. Тогда стежки у вас получатся ровными.
Для того, чтобы видеть в этом красоту, нужно обладать особым чутьем или художественным образованием.
У меня только художественная школа за плечами. И, хотя я понимаю, в чем новаторство Малевича с его Черным квадратом (который не черный и даже не квадрат), красота этой вышивки мне недоступна. Отторжение просто. Столько труда, внимательности, усидчивости нужно, чтобы сохранить, преобразовать в новое и передать потомкам, а на выходе — наляпаные кое-как психоделические изгибы и примитивные недорисунки. О да, я в курсе, что «да мой ребёнок лучше написует, чем эти ваши абстракционисты» — глупость и отсутствие образования… но разве народное творчество не должно быть понятно всем?