Смысл русских орнаментов часть 1

Русские орнаменты и используемые при этом символы — это не просто украшения, как вдалбливается в голову обывателям. Но ведь пишется же в учебниках «Наши предки украшали одежду и жилище … », скажете Вы.

Во-первых, не в каждом учебнике об этом пишется. В них формируется представление о пращурах наших, как о дремучих, в большинстве своём, невежественных, малограмотных, безкультурных, а поэтому оборванных и кое-как одетых лапотниках-крестьянах, живущих в кое-как наспех сделанных кривых и косых избёнках вместе с животными. Разве не такое представление было у нас с Вами после школьного курса истории?

Во-вторых, кроме подобных фраз со словом «украшали» про культуру предков наших мало что рассказывается. А зачем наши деды, прадеды, прапрадеды украшали деревянной резьбой дома, ходили в удобной, но при этом красивой, украшенной удивительными узорами одежде? Зачем???

Об этом ни слова в учебниках. Только в трудах пригретых системой «историков» можно найти какие-то попытки дать этому пояснение. И тут всё упирается (прямо таки по Фрэйду) в фаллические символы плодородия или знаки зачатия и любви. Таким образом, скрывается от нас наша многотысячелетняя культура, традиции, обряды и знания, позволяющие жить в этом мире гармонично, в ладу и в любви.

Вне всяких сомнений, русские орнаменты и узоры, помимо функции украшения, несли ещё образную, информационно-смысловую нагрузку. То, что необходимо воспринимать обоими полушариями мозга – целостное знание об окружающем мире. Предлагаю, совместно разобраться со смыслом основной символики и орнаментов, которая наносится на русскую одежду.
Одна из тех, кто о толково пишет о смысле символики без оглядки на традиционализм — Доброслава, жрица Макоши (она же Марина Качаева) в своей статье «Значение элементов русского народного орнамента вышивки и ручного ткачества». Марина Качаева автор заслуживающих внимания книг:

Качаева Марина. Узоры русской свадьбы. Цветной альбом прорисовок.Качаева М.А. Сокровища русского орнамента. Цветной альбом.

Приведу её расшифровку, а потом постараюсь её дополнить информацией из других источников. Доброслава даёт толкование вместе с мифами, что может сбить с толку, если воспринимать буквально, но прошу Вас не цепляться за слова, а уловить, почувствовать общий смысл и образы, стоящие за символом или группой сходных символов.

Итак, расшифровка от Доброславы, которую предлагаю воспринимать в виде мифа, сказки:

Во времена, когда Небо и Земля не были еще отделены друг от друга
n i z ne otdel
в центре Мирового Океана возвышалась Мировая Гора — Алатырь-камень русских народных заговоров и сказок — на вершине которой находился глубокий колодец, полный воды и ведущий в недра горы — потусторонний мир — где в подземном дворце — пещере — Лабиринте обитал Бог Земли — Подземного Мира — Медведь-Громовержец:
gromoverzhec
Большую часть времени Медведь спал во мраке и холоде, бдительно охраняя свое сокровище — огонь
ogone
в виде котла, полного расплавленного золота или драгоценного камня.
Раз в году в Лабиринт, минуя водяной водоворот-туннель
vodovorot tunel
спускалась Богиня Неба — Рогатая Оленуха:
boginya neba rogataya olenuha
окунала в золото свои рога и возвращалась назад в Небо
nazad v nebo
Жар и Свет, исходящий от рогов, топили снега и лед; вода проникала в Лабиринт и будила спящего Громовержца:
spit gromoverzhec
Проснувшись, он сбрасывал медвежью шкуру
sbros shkuri
превращаясь в птицу
ptitca
и бросался в погоню за похитительницей.
Настигнув беглянку, Бог Земли вступал с ней в брак, совершая грозу и проливая на Землю потоки животворных вод:
groza soitie brak potoki zhiv vod

Могучие крылья поднимали огненные вихри
ognenye vihri
разносящие семена жизни в разные стороны:
ognenye vihri i semena zhizni
(Позднее вихрь трансформировался в самостоятельное божество ветра — Стрибога
bozhestvo vetra stribog
Оленуха сбрасывала золотые рога, которые возвращались победителю как залог заключенного брака
zolotie roga

и скрывалась в подземном дворце.

Лишенная тепла и света Земля покрывалась снегом и льдом. Гигантская птица засыпала, постепенно поростая шерстью и мехом, вновь превращалась в Медведя.

Доброслава считает, что данная схема описывает чередование полярных дня и ночи в северных широтах Земли с характерным для этого региона отсутствием солнечных затмений.
Так же она связывает иные трактовки и дополнения данного мифа с проникновением носителей мифа в средние и южные широты, столкновение их с явлением солнечного затмения и соприкосновение с жителями южных регионов.
И якобы именно от этого сюжет мифа становится немного иным:

…Однажды, когда Оленуха с огненными рогами уже поднялась в Небо, а Медведь еще не проснулся, из глубин Бездны (Пекельного Мира) выполз Дракон (Лев, Барс, Кот, Кабан…)
drakon
напал на беззащитную Оленуху, и, разорвав ее на куски, овладел Золотыми Рогами. Не умея обращаться с огнем, Зверь устроил мировой потоп, а затем едва не стал причиной мирового пожара, но проснувшийся Громовержец в жестокой борьбе одолел соперника, приковал его вечным стражем у входа во дворец
strazhi drakona
и вернул огонь.
Останки Оленухи Громовержец полил мертвой и живой водой
mertvaya i zhivaya voda
из-за чего Рога проросли в Мировое Дерево
roga prorosli v mir derevo
отделившее Небо от Земли. На ветвях этого дерева поднялись в небо Руно и Рога Оленухи, превратившиеся в Солнце
solntce
Луну
luna
и Звезды.
Громовержец же мог теперь подниматься в Небо и спускаться на Землю
podn zemlya
по стволу и ветвям Дерева, соединяющего миры в образе Месяца:
vetvi dereva soedin miri mesyatc
Чтобы несчастье не повторилось, с четырех сторон света им были поставлены стражи
strazhi s 4 storon
призванные защищать Дерево от проникновения тварей из Бездны.

Запись опубликована в рубрике ВАЖНОЕ с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>