Русские орнаменты и используемые при этом символы — это не просто украшения, как вдалбливается в голову обывателям. Но ведь пишется же в учебниках «Наши предки украшали одежду и жилище … », скажете Вы.
Во-первых, не в каждом учебнике об этом пишется. В них формируется представление о пращурах наших, как о дремучих, в большинстве своём, невежественных, малограмотных, безкультурных, а поэтому оборванных и кое-как одетых лапотниках-крестьянах, живущих в кое-как наспех сделанных кривых и косых избёнках вместе с животными. Разве не такое представление было у нас с Вами после школьного курса истории?
Во-вторых, кроме подобных фраз со словом «украшали» про культуру предков наших мало что рассказывается. А зачем наши деды, прадеды, прапрадеды украшали деревянной резьбой дома, ходили в удобной, но при этом красивой, украшенной удивительными узорами одежде? Зачем???
Об этом ни слова в учебниках. Только в трудах пригретых системой «историков» можно найти какие-то попытки дать этому пояснение. И тут всё упирается (прямо таки по Фрэйду) в фаллические символы плодородия или знаки зачатия и любви. Таким образом, скрывается от нас наша многотысячелетняя культура, традиции, обряды и знания, позволяющие жить в этом мире гармонично, в ладу и в любви.
Вне всяких сомнений, русские орнаменты и узоры, помимо функции украшения, несли ещё образную, информационно-смысловую нагрузку. То, что необходимо воспринимать обоими полушариями мозга – целостное знание об окружающем мире. Предлагаю, совместно разобраться со смыслом основной символики и орнаментов, которая наносится на русскую одежду.
Одна из тех, кто о толково пишет о смысле символики без оглядки на традиционализм — Доброслава, жрица Макоши (она же Марина Качаева) в своей статье «Значение элементов русского народного орнамента вышивки и ручного ткачества». Марина Качаева автор заслуживающих внимания книг:
Приведу её расшифровку, а потом постараюсь её дополнить информацией из других источников. Доброслава даёт толкование вместе с мифами, что может сбить с толку, если воспринимать буквально, но прошу Вас не цепляться за слова, а уловить, почувствовать общий смысл и образы, стоящие за символом или группой сходных символов.
Итак, расшифровка от Доброславы, которую предлагаю воспринимать в виде мифа, сказки:
Во времена, когда Небо и Земля не были еще отделены друг от друга
в центре Мирового Океана возвышалась Мировая Гора — Алатырь-камень русских народных заговоров и сказок — на вершине которой находился глубокий колодец, полный воды и ведущий в недра горы — потусторонний мир — где в подземном дворце — пещере — Лабиринте обитал Бог Земли — Подземного Мира — Медведь-Громовержец:
Большую часть времени Медведь спал во мраке и холоде, бдительно охраняя свое сокровище — огонь
в виде котла, полного расплавленного золота или драгоценного камня.
Раз в году в Лабиринт, минуя водяной водоворот-туннель
спускалась Богиня Неба — Рогатая Оленуха:
окунала в золото свои рога и возвращалась назад в Небо
Жар и Свет, исходящий от рогов, топили снега и лед; вода проникала в Лабиринт и будила спящего Громовержца:
Проснувшись, он сбрасывал медвежью шкуру
превращаясь в птицу
и бросался в погоню за похитительницей.
Настигнув беглянку, Бог Земли вступал с ней в брак, совершая грозу и проливая на Землю потоки животворных вод:
Могучие крылья поднимали огненные вихри
разносящие семена жизни в разные стороны:
(Позднее вихрь трансформировался в самостоятельное божество ветра — Стрибога
Оленуха сбрасывала золотые рога, которые возвращались победителю как залог заключенного брака
и скрывалась в подземном дворце.
Лишенная тепла и света Земля покрывалась снегом и льдом. Гигантская птица засыпала, постепенно поростая шерстью и мехом, вновь превращалась в Медведя.
Доброслава считает, что данная схема описывает чередование полярных дня и ночи в северных широтах Земли с характерным для этого региона отсутствием солнечных затмений.
Так же она связывает иные трактовки и дополнения данного мифа с проникновением носителей мифа в средние и южные широты, столкновение их с явлением солнечного затмения и соприкосновение с жителями южных регионов.
И якобы именно от этого сюжет мифа становится немного иным:
…Однажды, когда Оленуха с огненными рогами уже поднялась в Небо, а Медведь еще не проснулся, из глубин Бездны (Пекельного Мира) выполз Дракон (Лев, Барс, Кот, Кабан…)
напал на беззащитную Оленуху, и, разорвав ее на куски, овладел Золотыми Рогами. Не умея обращаться с огнем, Зверь устроил мировой потоп, а затем едва не стал причиной мирового пожара, но проснувшийся Громовержец в жестокой борьбе одолел соперника, приковал его вечным стражем у входа во дворец
и вернул огонь.
Останки Оленухи Громовержец полил мертвой и живой водой
из-за чего Рога проросли в Мировое Дерево
отделившее Небо от Земли. На ветвях этого дерева поднялись в небо Руно и Рога Оленухи, превратившиеся в Солнце
Луну
и Звезды.
Громовержец же мог теперь подниматься в Небо и спускаться на Землю
по стволу и ветвям Дерева, соединяющего миры в образе Месяца:
Чтобы несчастье не повторилось, с четырех сторон света им были поставлены стражи
призванные защищать Дерево от проникновения тварей из Бездны.